Храм святителя Николая, или «Никола Гостиный» – один из древнейших памятников Коломенского кремля. Построенный в 1501 г., он замыкает Соборную площадь с востока. Близ церкви Николы Гостиного археологи обнаружили одно из первых кладбищ Коломны – курганный могильник, относящийся к середине XII века. Это место было примечательно и тем, что на его примере видно, как сосуществовало язычество и христианство: между курганами были обнаружены православные погребения. Приставка «Гостиный» получена оттого, что церковь была построена на средства «гостей» – привилегированных очень состоятельных купцов, ведущих международную торговлю. Как правило, в одном городе они объединялись в корпорацию (своего рода компанию) вокруг одного из храмов. В Коломне это был храм Николая Угодника – покровителя путешествующих по воде (что было очень актуально для купцов, плавающих по рекам и морям).
Таким образом, Никола Гостиный – один из первых кирпичных храмов в Подмосковье. Прежде церкви строили из белого камня. Наиболее древняя часть постройки – небольшой четверик с крестчатым сводом и гранёной апсидой. Облик храма складывался постепенно. Известно напрестольное Евангелие 1509 года, изготовленное для храма по заказу священника Петра Никольского. Эта книга, написанная от руки на бумаге, хранится в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки. В 1513 году чудотворная икона Николы Зарайского (или, как тогда говорили, Заразского) была перенесена из Зарайска в Коломну «ради татарского нахождения». По древнему преданию, здесь с неё была сделана копия. Специально для этой святыни на Соборной площади была построена церковь в честь святителя Николая «иже под колоколы». В настоящее время копия Зарайской иконы святителя Николая, написанная около 1513 года, находится в Третьяковской галерее. Есть предание о том, что Заразская (или, по второму названию – Корсунская) икона святителя ещё раз побывала в Коломне во время Смуты, около 1610 года. С тех пор, якобы, храм и называется Гостиным оттого, что образ Чудотворца Николая «гостил» здесь. Документальных подтверждений этой легенды не обнаружено.
Впрочем, о днях Смуты некогда хранилось реальное свидетельство – Донская икона Божией Матери, пожертвованная казаками. Полагают, что у Никольского храма прошёл казачий круг, на котором под влиянием епископ Иосифа было принято решение не признавать и не поддерживать Лжедимитрия II. Тогда отряд казаков и сделал памятный вклад в украшение святыни. В 1655 году Антиохийский Патриарх Макарий во время своего путешествия по России остановился в Коломне и по причине моровой язвы жил здесь полгода, фактически исполняя обязанности Коломенского архиерея.
Интересен тот факт, что служба в этом храме в соответствии с распоряжением городского головы начиналась на час раньше, чем в других церквях – в 5 часов утра, для удобства купцов города, которые в 6 утра открывали свои лавки. Храм неоднократно расширялась и перестраивалась: в 1641 году к древнему четверику примкнули новый придел, в 1752 году – возвели тёплый придел и колокольню. После упразднения Коломенской епархии древняя церковь пришла в бедственное состояние; её сделали приписной. Но в 1811 году храму вернули самостоятельность, здание было отремонтировано на средства выдающегося благотворителя, «именитого гражданина» Афанасия Шевлягина. В 1848 году была сделана перестройка. Трапезная и колокольня возведены заново с элементами «русского стиля». В итоге здание приобрело черты эклектики. Четверик стал пятиглавым, облик древнего храма целиком скрылся под наслоениями XIX века, но несмотря на многочисленные перестройки, в церкви сохранилась большая часть четверика XVI века и остатки барабана.
Весной 1842 года в Коломну прибыл в ссылку композитор А. А. Алябьев. Он поселился недалеко от храма Николы Гостиного и стал его прихожанином. Сохранились многочисленные духовные произведения композитора, написанные им в «коломенский период».
27 января 1887 года была сделана метрика, т.е. подробное описание архитектуры храма и его реликвий. В главном алтаре находилась храмовая икона святителя Николы Зарайского. В трапезной части помещалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», предположительно, XVII века и поновлённая Донская икона Божией Матери (на старой доске). Здесь же перечислены старинные кресты и медная водосвятная чаша (вклад Василия Юрьева). Отмечены также синодик XIX века и резное изображение Страждущего Спасителя. Летом 1929 года церковь была закрыта, собрание церковных святынь и реликвий погибло. Главы и колокольня утрачены. Сначала здесь, разместился пересыльный пункт для заключённых и репрессированных. Затем в здании располагалась механическая фабрика, а с 1970-х годов –борцовский зал спортивного общества «Спартак». В 2002 году в стенах храма состоялось первое богослужение и началась его активная реставрация. По соседству с церковью Николы Гостиного с 2007 года размещается воскресная школа, работает библиотека.
В 1570-е гг. В Коломне имелось 3 церкви с посвящением святителю Николаю: Николы Гостиного, Николы Зарайского (построена в 1513 г., некогда стояла у Соборной площади, упразднена к XVIII веку, престол перенесен в Крестовоздвиженский храм у Пятницких ворот) и деревянная на Посаде «на Кудриной улице» - Николы Мокрого (современный храм старообрядческой общины Никола-на-Посаде, дата основания неизвестна, достоверно существовал в 1570-е гг.).