Экскурсионные программы на лето

         

Авторская экскурсионная программа по Коломне «Святые родники Подмосковья - прикосновение к живой истории».

В программе:

- Серебряные источники Подмосковья

 Экскурсия с посещением святого источника иконы Неупиваемой Чаши в селе Богдановка; преп. Сергия Радонежского в селе Протопопово; Святителя Николая Чудотворца в селе Андреевском.

- Вы познакомитесь с историей Казанской церкви села Богдановка Коломенского района

- паломническая трапеза при церкви Казанской иконы Божьей Матери

- Экскурсия и посещение Петропавловского храма и Мемориального парка города Коломны

- Заезд в село Протопопово и знакомство с историей Троицкого храма и источником преп. Сергия Радонежского.

 

 

Деревня Богдановка, Казанская церковь и источник Неупиваемой чаши.

  

Деревня Богдановка располагается в живописном месте, освоенном ещё в дохристианские времена, о чём свидетельствуют стоящие неподалёку пять древних курганов.

В XVIII столетии селом владел Богдан Григорьевич Желтухин, поэтому считают, что село названо по его имени. Но название «Богдановка» гораздо древнее, оно известно уже с XVI века.

Фундамент храма заложили ещё в 1715 году при отце Богдана Желтухина – Григории Яковлевиче.

Казанская церковь – однопрестольная, принадлежит к числу редких построек начала XVIII века: колокольни нет, кампаны помещены на столбовой звоннице над западным входом. Казанская церковь представляла собой типичный сельский храм небогатого прихода: иконы все старые, иконостас тоже старого устройства. Но особенно чтилась прихожанами Казанская икона Божией Матери.

При советской власти церковь разделила участь большенства святынь Коломенской земли. В 1920 – 1930-е годы Казанскую церковь закрыли, утварь растащили.  В разное время храм использовался как контора, мастерские, склад удобрений и горюче-смазочных материалов и даже трактир.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 22 ноября 2003 года храм Казанской иконы Божией Матери возвратили верующим.

  

Старинное село Андреевское впервые упоминается в Писцовых книгах 1578 года. Известно, что в конце XVI века этой землей владел дьяк Андрей Шерефединов, поэтому село и было названо Андреевским. Очевидно, он же был и первым храмостроителем.

В 1780 году попечением местной помещицы Т.И. Тетюшевой в селе Андреевском была построена каменная церковь в честь Успения Божией Матери. Успенский храм расположен в живописном месте на берегу Коломенки и являет собой образец провинциальной архитектуры раннего классицизма (или, по мнению других исследователей, позднего барокко). Он бесстолпный, одноглавый, с высоким двусветным четвериком, окружённым низкими боковыми приделами и апсидальными выступами алтаря и притвора. С притвором соединена трёхъярусная колокольня. Фасады украшены карнизами, оконными нишами, горизонтальным рустом. Характерные элементы наружного убранства – белокаменные вазы в нишах по углам четверика и верхнего яруса колокольни. В интерьере частично сохранилась первоначальная лепная отделка. Колокольня увенчана шпилем.

В 1992 году храм передан Русской Православной Церкви. С 2003 года налажено регулярное богослужение. Идёт реставрация. Недалеко от Церковь с. Андреевское восстановлен в советское время утраченный древний источник во имя святителя Николая Чудотворца, построена купальня, куда съезжаются многие паломники. В дни памяти святителя совершаются богослужения с крестным ходом и водосвятием на источнике.

 

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке города Коломны.

  

Краткая История Петропавловского храма: По указу императрицы Екатерины II от 1771 года предписывалось организовывать общегородские кладбища за городской чертой.

Коломенская духовная консистория также вынесла решение о прекращении захоронений и на территории городских монастырей. Монахов предписывалось хоронить в Голутвине монастыре, а монахинь – в Бобреневе.

 «Убогим домом» называли избу или амбар при «скудельнице» – месте, куда свозили тех, кто умер «плохой смертью»: самоубийц, опившихся пьяниц, утопленников, некрещеных младенцев, бродяг, скоморохов и иных, кого Церковь считала недостойными быть похороненными в освященной земле на приходских кладбищах.

в 1775 году началось строительство кладбищенской церкви Святых апостолов Петра и Павла с приделом апостола Андрея Первозванного, законченное в 1779 году. Это было здание в стиле барокко, с двусветным четвериком на белокаменном цоколе. Четверик украшен рустом, пилястрами, нарядными наличниками и карнизом, над которым возвышается купол с круглыми окнами и световым барабаном, увенчанным единственной главкой. Также в 1775–1779 годах на Петропавловском кладбище строится каменная двухэтажная богадельня на средства купца Ивана Демидовича Мещанинова,

архитектурное убранство которой (плоские узорные наличники, зубчатый карниз, русты на углах) перекликалось с деталями церкви. Здесь давался приют и прокорм «купецким и мещанским бедным несчастным людям».

Такая богадельня имелась практически на каждом русском кладбище.

В 1880-е годы при храме существовало братство во имя Святителя Николая. Под руководством отца Иоанна Фаминцева оно оказывало помощь нуждающимся ученикам Коломенского духовного училища.

К началу 1870-х годов городское кладбище оказалось заполненным до отказа. К тому же за минувший век город разросся, и строения подобрались к кладбищу довольно близко, миновав черту, ближе которой медицинский устав запрещал возводить жилые здания.

В 1890 году при поддержке коломенских купцов было начато строительство кирпичной ограды вокруг кладбищенского

участка, включая и Петропавловскую церковь. Проект ограды был составлен московским архитектором Федором Васильевичем Рыбинским. В 1901 году небольшая трапезная с приделом была перестроена и расширена. По окончании строительства трапезная включила престолы апостола Андрея Первозванного (с правой стороны) и священномученика Василия Анкирского (с левой стороны). Трапезная храма очень декоративна: покрыта узорной кирпичной резьбой, украшена колоннами с эффектным завершением.

В 1908 году была закончена ограда с тремя стройными шатровыми часовнями. Из них сохранились две: одна (во имя Святителя Николая Чудотворца) другая (во имя Преподобного Сергия) – в память избавления города от холерной эпидемии 1848 года. Ограда опоясывала всю территорию кладбища, над входом с северной стороны имела надвратную колокольню

а с запада – арочные ворота. На кладбьще погребены родственники митрополита Московского и Коломенского Филарета.  

После того как службы в церкви Святых первоверховных апостолов Петра и Павла окончательно прекратились, иконы и росписи были утрачены.

В церкви устроили склад, а в 1950–1960 годы разместили спортивную школу.

 При создании мемориального парка кладбищенские надгробья в большинстве своем были уничтожены. Большинство памятников оказались разбитыми бульдозерами, другие пущены на хозяйственные нужды.

В 1970-е годы было снесено еще несколько архитектурных памятников кладбищенского комплекса: двухэтажный дом причта и богадельня XVIII века, а также одна из трех часовен ограды. Так Петропавловское кладбище исчезло с карты города, но на его месте возник Мемориальный парк.  В июне 1968 года был утвержден проект мемориала славы «От коломенцев землякам, павшим в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов», был зажжен Вечный огонь – частичка пламени с могилы Неизвестного солдата в Москве.

Чуть в стороне от основного мемориала устанавливается скульптура «Скорбящая Юность».

Со временем в Мемориальном парке появились и другие символы народной памяти: установлена гаубица, напоминающая об артиллерийских частях и соединениях, сформированных в Коломне в годы войны; создана Аллея коломенцев – Героев Советского Союза; открыт бронзовый бюст Бориса Ивановича Шавырина – выдающегося специалиста в области минометного и реактивного вооружения. В последние два десятилетия установлены мемориальные знаки: «Памяти граждан, пострадавших от незаконных политических репрессий» и «Пострадавшим в результате взрыва Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф», а также открыт памятник коломенцам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах. Центром Мемориального парка стал открытый 26 августа 1977 года в здании церкви Петра и Павла Музей боевой славы, был открыт 7 мая

2010 г. – в канун празднования 65-летия Победы.  Петропавловская церковь постепенно восстанавливалась, с 1989 по 1993 год проходила ее реставрация.

В 1996 году с северной стороны храма, на месте погребения отца и родственников митрополита Филарета (Дроздова), установлен памятный крест. Ежегодно 2 декабря, в день памяти небесного покровителя Коломны – святителя Филарета Московского, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий служит на этом месте заупокойную литию. 26 июня 2009 года храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла был передан Церкви.

 

Совершите удивительное путешествие в прошлое Подмосковья.

 

ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ПРОТОПОПОВЕ

История этой церкви восходит к 1374 году. По коломенскому преданию, преподобный Сергий Радонежский, поднимаясь вверх по Оке, пристал к берегу и открыл здесь источник, который с тех пор называется Сергиевым (или Святым колодцем). Село Протопопово возникло, вероятно, не позднее XIV века на оживленной Никольцевой дороге (ведущей к храму Николы Зарайского), у Рязанской переправы через Оку. Оно сформировалось из Троицкого погоста (небольшого селения с церковью над Окской переправой) и деревни Протопоповой.

Село принадлежало причту Успенского кафедрального собора Коломны (отсюда его название – настоятель кафедрального собора носил сан протоиерея, или, как тогда говорили, протопопа). В XVI веке село находилось в собственности Коломенского епископа.  В 1805 году тщанием прапорщика Петра Васильевича Сильверстова, владельца соседнего села Щепотьева, на месте ветхой деревянной церкви был выстроен небольшой каменный Троицкий храм классического стиля с колокольней.

В 1897 году на пожертвования Троицких прихожан почетных сельчан (лесопромышленника А. П. Салтыкова) построили новую краснокирпичную церковь с белокаменной отделкой и шатровой колокольней. По отзывам современников, это был один из красивейших образцов неорусского стиля. Кроме главного алтаря во имя Пресвятой Троицы, церковь имела еще два придела: в честь Святогорской иконы Божией Матери и во имя преподобного Андрея Критского. В 1930-е годы храм закрыли. Его настоятели приняли мученический венец. Преподобномученик Никон (в миру священник Георгий Беляев) стал последним настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.  Священник Иоанна Калабухов, казнённый 26 февраля 1938 года.

Ныне они прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Вместе с ними канонизировали Иоанна Леонтьевича Летникова, многолетнего старосту храма, скончавшегося 25 октября 1930 года в архангельской ссылке. В 1940-е годы храм Святой Живоначальной Троицы постепенно разобрали до основания.

Лишь в 1997 году в Протопопове была воссоздана православная община. 3 марта 2003 года была освящена вновь выстроенная небольшая деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского.  Здесь же, рядом, начато строительство каменного храма во имя Живоначальной Троицы.

Троицкая община взяла на себя и попечение о Сергиевом источнике, что находится поблизости, на берегу Оки. Каждый год на Троицу из храма совершался крестный ход, и колодец освящали. После разрушения церкви он пришел в запустение. Теперь святое место благоустраивается.

 

Контактное лицо для справок: Михаил, тел.: 8 (967) 296-32-75, 8 (915 023-10-77).